Пахнет там действительно неважно. Я бы даже сказал, воняет вовсю. Причем в разных районах – разный запах. Ближе к центральной площади вас «обдаст» рекой капустно-картофельных ароматов. Здесь повсюду стоят небольшие лавки, в которых можно отведать китайской, ливанской, алжирской кухни. И, даже если вы не поклонники экзотических блюд, то все равно рано или поздно подойдете к торговцу и возьмете что-нибудь острое и сильно пахнущее. Будете перебивать запах. На окраинах города запах уже совсем другой. Здесь пахнет гниющей рыбой и «цветущей» водою. Летом, когда уровень влажности зашкаливает, ходить здесь практически невозможно. Местные жители держат окна закрытыми, предпочитая охлаждать свои помещения с помощью кондиционеров. Но это молодежь, а старики зачастую коротают вечера на лавках возле своих домов. Вдалеке от туристических маршрутов. Они чистят на улице рыбу, отрубают им головы и выбрасывают вместе с потрохами в ближайший канал. Поэтому ходить здесь опасно: в любой момент тебе на голову может приземлиться ведро отходов.
Во всем этом есть своя прелесть. Вот вам Венеция туристическая. Отреставрированные здания, многоязычный гул приезжих, русский гид, который в мегафон вопит «В переулки не сворачиваем, идем строго за мною!». А есть Венеция старческая. Та, в которой живут восьмидесятилетние бабушки, любящие вечером посидеть с подругами за стаканчиком вина и сигареткой. Они с улыбкой наблюдают за отбившимися от своей группы иностранцами, а в случае необходимости подскажут, как выбраться из лабиринта узких грязных улочек на свет туристический.
Такова Венеция сегодня. Таковой она будет и завтра, пока в один ужасный день не провалится в тартарары (ученые считают, что город может начать тонуть уже в ближайшие два десятилетия). Но когда-то все здесь было по-другому: проходил знаменитый венецианский карнавал, во время которого праздником был охвачен весь город, даже самые его бедные районы; творили великие мастера, которые создали все эти величественные здания. Вот об этих временах рассказывается в Assassin’s Creed 2. Вот о них мы с вами и поговорим.
Шаг в сторону реальности
Вторая часть отличается от первой как небо от земли. Если оригинальная Assassin’s Creed чем-то напоминала научно-популярную серию «Я познаю мир» со всякими «вот тамплиеры, в таком-то году они отправились туда-то», то продолжение – это уже стопроцентный Ден Браун с его интригами, загадками, расследованиями. В те моменты, когда главный герой, Дезмонд, общается с учеными, «разбирается» с охранниками и пытается докопаться до таинственной Истины – хочется взять попкорн и колу. Этакий Heavy Rain, когда нужно вовремя нажимать на кнопки джойстика, чтобы двигаться дальше по сюжету.
И все кардинально меняется, когда Дезмонда отправляют в прошлое. Ему предстоит посетить Флоренцию и Венецию, познакомиться с Леонардо да Винчи и семейством Медичи, пробраться в святая святых католической церкви (речь идет, конечно, о Сикстинской Капелле) и открыть некоторые тайны мироздания. Но тут нам рассказывают уже совершенно другую историю. На авансцену выходит ассассин Эцио, который мстит за предательство своей семьи, который ищет виновных в заговоре, который разрушил жизнь сотен, если не тысяч людей.
Сценаристы планомерно развивают образ героя. В начале пути он легкомысленный парень, мечтающий о месте. Убить для него – дело плевое. Угрызений совести нет, моральных переживаний тоже. Но с каждой новой миссией, с каждым новым трупом что-то меняется в его душе. Отправлять на небеса человека становится труднее. Даже самых отъявленных негодяев он нежно кладет на землю, отпуская им грехи, прощая их и не осуждая. Ведь суд уже вынес им смертный приговор. И судья, который сделал это, они сами. А Эцио – всего лишь исполнитель. И вот эта борьба, происходящая внутри персонажа, борьба между злом и добром, которая идет внутри нас на протяжении всей жизни, настолько ярко и талантливо показана в Assassin’s Creed 2, что хоть «Оскара» давай. И вместе с этой борьбой пришло желание сесть и пройти игру от начала и до конца. А не искать какие-то плюсы и минусы, что было характерно для рецензий на первую часть. Которая была технически идеальной, но унылой и скучной. Теперь все не так.
Вот такой здесь этикет
Отныне главное не визуальное исполнение, которое, к слову, слабее, чем в оригинале. Главное – бой, динамика, скорость. Мир, который рисуют авторы, стал реальнее и правдоподобнее. Вот вы случайно толкнули охранника. Он начинает злиться, индикатор над его головой желтеет. У вас три выхода: убить его и привлечь к себе внимание, попытаться убежать и гарантированно попасть в список разыскиваемых лиц или… просто подождать. Охранник подойдет к вам, проведет короткую разъяснительную беседу, пару раз пнет и отправится по своим делам. То есть никто больше не будет пытаться вас тут же схватить и напасть. Если вы не в розыске (а определить это можно по индикатору, расположенному в левом верхнем углу экрана), то никому до вас и дела нет. Ну, бежит себе человек по улице и бежит… Другое дело – столкнуться с торговцем, несущим коробку с вином. Он тут же поднимет крик и, если поблизости будет стража, то она, конечно, вмешается.
Но даже если вас объявят в розыск, то ситуацию можно исправить. К примеру, срывая со стен объявлений с вашим изображением. Или, скажем, подкупая глашатых на площадях. Всего за 500 монет они согласятся перестать клеймить вас позорам, а вернутся к обсуждению более важных тем: тухлой рыбе, уплате налогам и голым задам, которые молодежь показала флорентийским государственникам. А если тратиться на подкуп не желаете, то достаточно тайно убить одного из чиновников, ответственных за ваш поиск. На этом все поползновения в адрес Эцио закончатся.
Не хотите привлекать внимание охранников – научитесь смешиваться с толпой. Вот стоит группа мужчин, обсуждающих последний закон. Достаточно подойти к ним вплотную, чтобы проходящие мимо стражники не обратили на вас никакого внимания. Или увязаться за группой священников и спокойно добраться до очередной цели. Здание кишит охраной, на каждом посту – минимум по 5 человек, а вы спокойно добираетесь до нужного вам священника и убиваете его.
Впрочем, всегда есть и другой вариант – крыши. По ним, «снимая» по пути лучников, можно добраться до любой части города и незамеченным проникнуть во внутренний двор здания, в котором живет ваш враг. А последних у Эцио много… Герою предстоит лицом к лицу столкнуться с главными действующими лицами ордена тамплиеров и выведать все их секреты. За кем-то вам предстоит следить, к другим подкрадываться незамеченным. Часть заданий рассчитано на то, что здания, в которых укрывается враг, будут браться штурмом при поддержке воров и разбойников. Другая часть предполагает использование всевозможных уловок: убили одного стража – привлекли внимание к трупу. Пока остальные будут стоять и думать, что же произошло – проникаете внутрь. Да и на охрану всегда можно «натравить» группу проституток, которые выкроют вам пару лишних минут.
Организованная преступность времен Ренессанса
Во второй части разработчики уделили много внимания социальной части. Действительно, какой европейский город времен Ренессанса можно представить себе без проституток, воров и разбойников. В игре они составляют серьезную силу, от действия которой зависит исход многих миссий. Возьмем, к примеру, проституток. Они стоят группами по 4 человека на углах и за скромную сумму готовы помочь вам обдурить охранников. Эцио достаточно показать, кого надо охмурить, а уж девушки сами решат, как им это сделать. Пока прелестницы будут ворковать возле группы вооруженных мужчин, вы за их спинами сможете проникнуть в любое помещение.
Нужно прорваться с боем мимо поста охраны? Для этого идеально подойдут разбойники. Во-первых, если на вас нападут, они окажут посильную помощь и возьмут на себя часть противников. Во-вторых, если вам кто-то докучает, вы можете натравить на него ваших союзников, а сами отправиться по своим делам. Воры же действуют хитрее: они обчистят карманы охраны, и пока те будут гнаться за ними по узким улочкам Венеции, вы сможете легко решить свои вопросы.
Помимо этого у Эцио есть один важный друг, который будет регулярно поставлять ему новые виды вооружений. Речь, конечно, идет о самом Леонардо да Винчи, представленным в Assassin’s Creed 2 мужчиной слегка за тридцать с горящими глазами юнца и пытливым умом. Именно он создаст для героя знаменитые крылья, которые позволят вам испытать радости полета над городом. Жаль, правда, что полетать удастся только однажды и по строго заданному маршруту, но, поверьте, эмоций этот полет вызовет массу.
Кроме того, под ваш контроль попадет небольшой город. Вкладывая деньги в развитие его инфраструктуры, вы получите скидку в лавках кузнеца, лекаря, портного и художника, продающего карты сокровищ. Чем больше зданий построено и улучшено – тем больше налогов вы сможете собирать с ваших подданных. Таким образом, вы получите регулярный источник доходов: сундук с золотыми монетами пополняется каждые 20 минут. Так что, без средств к существованию вы не останетесь.
Пляска смерти
Но главное вовсе не это. Суть Assassin’s Creed 2 в боях. По сравнению с оригиналом схватки стали куда более насыщенными и масштабными. Вот вы крадетесь по крышам, незаметно убивая лучников, которые могут поднять шум и предупредить стражников на земле. «Зачистив» крышу, спускаетесь во внутренний двор здания. «Упав» на головы двум охранникам тут же убиваете их. Но вас замечают остальные, поднимается тревога.
Кидаете дымовую шашку. Едкий дым, попадая в легкие противников, заставляет их кашлять. Тут два варианта – или сбежать, или, пока соперник не пришел в себя, убить его. Разделавшись с первой группой, подходите ко второй. Часть стражников можно убить метательными ножами, для других «подойдет» шип, наполненный ядом. Только держитесь от пораженных подальше: перед смертью они начинают размахивать мечами, можете пораниться! Когда цель миссии будет достигнута, можно воспользоваться еще одной дымовой шашкой и скрыться от преследования.
Также стали разнообразнее и бои на мечах. Вы можете увернуться от атаки противника, провести контратаку, а также вырвать из рук стражника оружие. Без меча в руке он будет не опаснее маленького котенка. Вообще, боевая система в Assassin’s Creed 2 стала насыщеннее и сложнее. Чего не скажешь про акробатику, которая управляется, фактически, нажатием одной кнопки. Вот есть путь: столбы, торчащие из воды, несколько балок и перекладин. Нажимаем постоянно одну и ту же кнопку, и Эцио показывает чудеса гибкости. Красиво, конечно, но быстро приедается.
PC vs. Xbox 360
Прежде чем вы посмотрите на финальные оценки, хотим обратить внимание на следующий факт: эта рецензия посвящена версиям игры на PC и Xbox 360. Как вы видите, оценка PC-версии выше. Это объясняется простым фактом: в игре появилось две новые главы, которые владельцы консолей получили в качестве платных DLC. Пользователям PC они же достались бесплатно. Таким образом, владельцы Xbox 360 фактически вынуждены были платить за дополнительный контент, который был банально вырезан из уже готовой версии игры.
Многие интересуются, насколько сильно различается управление. Конечно, на джойстике играть будет удобнее. Однако автор прошел Assassin’s Creed 2 на клавиатуре и мышке, и никаких проблем не испытал. Да, минут 20 привыкать придется, но затем пальцы работают в автоматическом режиме.
Assassin’s Creed 3
Вторая часть логически подвела нас к третьей, которая, по идеи, должна завершить сериал. И знаете, о чем я подумал: если третья часть действительно будет рассказывать о современности, то даже в этом случае авторы смогут приковать наше внимание к мониторам до финальных титров. Конечно, когда вокруг Венеция и Флоренция – проще создать нужную атмосферу. Но, скажите, разве современные джунгли а-ля Нью-Йорк или Москва – менее интересная площадка для действий ассассина? Или развития сюжета? Конечно, нет. Конечно, ждем.
P.S. Пресловутая защита Ubisoft работает. Автор не испытал никаких проблем с активацией игры. Файлы сохранений, расположенные на сервере компании, подгружались четко и вовремя.